openai-domain-verification=dv-WAQV5THWoaaOxbFwC8aBsG7h

Женщины, испытывающие подозрительность к мужчинам — кто они?

Записаться на терапию к клиническому психологу

С детства вы стыдились своего отца и его пьяных выходок? А может в картине вашего детства отец всегда являлся вам бездушным и неэмоциональным погруженным в свои мысли незнакомцем? Образ мужчины настолько опротивел вам, что и сейчас вы сознательно избегаете отношений и не ходите на свидания? А что, если вам до сих пор не дают покоя воспоминания о том, как отец-тиран врывается к вам в комнату и пытается убить, и вы поочередно страдаете то от депрессии, то от панических атак? А может состояние гиперконтроля в вашей жизни сменяется состоянием полного безумия и хаоса?


Отношения с отцом — женская травма

Разобраться в том, каким образом отношения с отцом деформируют характер женщины и влияют на всю ее дальнейшую личную и профессиональную судьбу, нам поможет книга Линды Шиерз Леонард «Эмоциональная женская травма».

Вот о каких паттернах нарушений отношений отцов и дочерей говорит автор:

«На индивидуальном уровне существует много вариантов формирования травмы в дочерне-отцовских отношениях. Отец мог быть крайне слабым человеком и потому вызывал у дочери чувство стыда: например, мужчина, который никогда не мог удержаться на работе, или пил, или играл в азартные игры и т.п. Или же он мог быть «отцом, которого нет», — из тех, что решают оставить семью, подобно мужчинам, которые «любят, но бросают». Причиной отсутствия в семье отца может быть также его смерть, война, развод или болезнь, — каждое из этих событий отлучает отца из семьи. Отец также может нанести травму дочери, балуя ее до такой степени, что у нее теряется ощущение всяких границ, ценностей и авторитета… Он может много трудиться, добиваясь немалых успехов в своей профессии, но при этом дома оставаться совершенно пассивным, не вовлекаясь в отношения с дочерью, т.е. быть эмоционально отстраненным».

Исследуя женщин, испытывающих подозрительность по отношению к мужчинам, а порой напротив, вину и стыд, отсутствие доверия Л. Ш. Леонард выделила два интересных паттерна с выраженной эмоциональной женской травмой: «Вечная девушка» и «Амазонка в панцире».

Для того, чтобы понять паттерн «Амазонка в панцире» мы обратимся к фильму «Свадьба лучшего друга» с блистательной Джулией Робертс в главной роли.


Паттерн эмоциональной женской травмы — «Амазонка в панцире»

28-летняя успешная амбициозная журналистка Джулиана Поттер внезапно получает «звонок из прошлого» — звонит друг ее юности, а, по совместительству, ее большая любовь Майкл. Полная радостных надежд, что «ее Майкл» вспомнил о ней, чтобы, наконец, предложить ей руку и сердце, Джулиана буквально падает на пол, когда выясняется, что звонил Майкл для того, чтобы обсудить свадьбу…, но с другой. Джулс же на ближайшие несколько дней предстоит роль психологической поддержки для Майкла и свидетельницы на церемонии. Решив, что «мужчина, принадлежавший ей последние 9 лет», должен принадлежать ей и дальше, Джулиана собирается использовать оставшиеся 4 дня до свадьбы, чтобы эту самую свадьбу расстроить. Таким образом, девушка отправляется на войну за свою, как ей кажется, настоящую любовь.

Если посмотреть на героиню с точки зрения психологической классификации Л. Ш. Леонард, Джулс — типичная «Амазонка в панцире», уверенная в себе, не боящаяся трудностей и риска воительница. Однако помимо незаурядного интеллекта и силы воли, героиня фильма совершенно не умеет строить отношения с мужчинами. Недаром ее близкий друг и редактор замечает:

«Ну что ты, дорогая, я больше не поставляю тебе мужчин — ты не знаешь, что с ними делать!»

Материнский паттерн поведения

Война за сердце Майкла — это очередное соревнование, которое со свойственным ей перфекционизмом Джулс надо во что бы то ни стало выиграть. То, что победа и результат, демонстрация ее силы и успешности на самом деле намного важнее для нее, чем отношения с реальным мужчиной, героиня явно не понимает.

Неспроста когда-то давно, когда у Джулс и Майкла случился-таки настоящий роман, через месяц отношений ей все быстро надоело и она объявила, что «все кончено». Хотя, о каких отношениях может идти речь, когда даже невооруженным глазом видно, что общение Джулс и Майкла носит, скорее, материнско-сыновий паттерн, где Джулс всегда играет роль заботливой, всегда ждущей и мудрой мамочки, а Майкл — нерадивого, неуверенного в себе так и не повзрослевшего сына, который даже за несколько дней до своей свадьбы до конца не уверен, на ком он хочет жениться (тут, кстати, невольно вспоминается пресловутый «синдром Питера Пена»).

Мужской паттерн поведения

Как типичная «Амазонка в панцире» Джулс старается обесценивать все женское. Недаром новоиспеченная невеста Майкла Ким буквально с первой встречи язвительно выстреливает в Джулс ее же оружием:

«Ты ненавидишь свадьбы и никогда на них не ходишь».

«Тебе не нравится все, что считается чисто женским, включая замужество, романы и даже… любовь».

«Амазонка в панцире» Джулс, привыкшая решать свои проблемы самостоятельно, даже в борьбе за мужчину своей жизни напоминает мужской паттерн (вспомнить хотя бы сцену, где она угоняет грузовик).


Манипулятивные паттерны поведения

И тем не менее за броней циничной, сильной и уверенной журналистки легко угадывается маленькая, запуганная, потерянная девочка, которая даже в свои 28 до конца не может понять, чего же она хочет от жизни.

И вот именно таким образом и возникает ее болезненная созависимая влюбленность в Майкла.

«Я хочу попросить тебя кое о чем», — говорит ей ее возлюбленный за 4 дня до свадьбы с другой. А вот тут невольно вспоминается книга Тани Танк «О роковых и неотразимых»: мужчина, сам когда-то предложивший пожениться, звонит как ни в чем не бывало и просит Джулс помочь ему в приготовлении к свадьбе… с другой! Он буквально вбивает ей в гвозди в сердце, говоря, что его новоиспеченной невесте «20 лет, и ее отец миллионер».

«Если ты не приедешь и не поддержишь меня, то я этого не переживу!» — скулит Майкл в трубку Джулс. И в этом мы видим типичную манипуляцию, которая как раз прекрасно работает с женщинами с паттерном «Амазонка в панцире». Oна называется «Спаси меня». Этот паттерн хорошо описан у Екатерины Безымянной в книге «Беги. Мучители-манипуляторы».

Это манипуляция под названием «ты же мой друг». Там история есть, как женщина одна своего благоверного спасала, в том числе от законных мужей женщин, с которыми тот встречался — ведь она же «друг»…

Однако, как бы странно это ни звучало, проигрывая битву за мужчин, Джулс тем не менее выигрывает собственную битву за звание «самой-самой «Амазонки» — самодостаточной, признанной и успешной женщины, способной вызвать восхищение любого мужчины.

Неслучайно невеста Майкла, избалованная, инфантильная Кими, с горечью в глазах произносит: «От Майкла я только и слышала — Джулиана то, Джулиана это… Ты, он всегда будет думать о тебе, о женщине, которую любил все эти годы… Я призвала все свои способности… Неужели мне придется всю жизнь ревновать его?! И ответ был так прост. Ты победила: он вознес тебя на пьедестал, а меня заключил в объятия».

В караоке клубе, где невеста Майкла, не имея ни слуха, ни голоса, исполняет для него песню, Джулс смотрит на избранницу своего лучшего друга взглядом, состоящим из смеси жалости и восхищения. Самой Джулиане не понять, каково это — так унижаться ради любимого.


От женской травмы до самодостаточности

«Твоя дурацкая работа… Это не для взрослого мужчины, Майкл!» — вот истинное отношении Джулианы к человеку, за которого она так отчаянно борется. Однако, запутавшись в собственных желаниях, мечась между желанием быть «недостижимой Богиней» и «любимой женщиной», Джулс, наконец, понимает, что любовь и счастливые отношения — единственная сфера в ее жизни, в которой ее несгибаемый характер и сила воли вряд ли помогут. Майкл, естественно, выбирает Ким.

«А мужчина твоей мечты всегда был рядом с тобой» — ключевая фраза всего фильма. Джулиана, в ее огромных пиджаках, с небрежно убранными волосами, на самом деле вполне самодостаточна в своем образе саркастичной начитанной журналистки — маскулиности в ней так много, что ни один мужчина просто не сможет ужиться рядом с ней. Может поэтому в конце фильма становится очевидным, что настоящим «лучшим другом» и «мужчиной ее мечты» является ее редактор-гей Джордж. Ведь только рядом с ним она может быть самой собой.

Соколова Екатерина, автор книги «When I grow up. Пособие для взрослых девочек из дисфункциональных семей»
Истории и статьи в одном месте, а также дополнительный контент! Подпишитесь на канал «Токсичные родители» в Яндекс.Дзен, чтобы ничего не пропустить!

Яндекс.Дзен
Авторский курс клинического психолога Евгении Богдановой
Поэтапная программа по сепарации
от токсичных родственников и окружения
Присоединяйтесь уже сейчас!
PROсепарацию
Записаться на терапию к клиническому психологу