openai-domain-verification=dv-WAQV5THWoaaOxbFwC8aBsG7h
Признаки, причины и последствия для взрослых детей

Родители-абьюзеры

Записаться на терапию к клиническому психологу
Абьюз – это эмоциональное и психологическое давление. Манипуляции, унижения, крик и рукоприкладство – всё это абьюз, и часто он наблюдается в токсичных семьях. Родители-абьюзеры воспринимают детей как собственность и относятся к ним соответствующим образом.

Такое жестокое обращение оставляет серьёзный след на психике и жизни повзрослевших детей. Только длительная терапия у хорошего психолога способствует восстановлению, когда в детстве массивным трактором по разуму проехался родительский абьюз.

Важно понять, что никто спасать из абьюза насильно не будет. Только сам человек, волею судеб рождённый и выросший у токсичных родителей, может сделать первый шаг к освобождению. Найти нужную информацию, обратиться за помощью и взяться за протянутую руку.
Содержание

Причины родительского абьюза

Многие, выросшие в токсичных семьях, задают себе вопрос: «Почему они так со мной?», – но не находят ответа. Они ищут ответ в себе, внушают себе, что именно в них заложена основная проблема. Они якобы недостаточно слушались родителей, расстраивали их. Такой подход в корне неверен, поскольку причина абьюза кроется именно в голове агрессоров, а не жертв.
Абьюзер – это человек со сломанной психикой. Каков его точный диагноз (нарциссическое расстройство личности, психопатия, шизофрения, социопатия) - не столь важно. Важнее то, что у него искажённое восприятие реальности. Он видит мир перевёрнутым. То, что чёрное, для него белое. То, что причиняет боль, он называет любовью. Попытки жертвы защитить свои личные границы он воспринимает как бунт, прямое оскорбление.
Подавленный ребенок
Если заглянуть в разум родителя-абьюзера, мы увидим тьму, полную ужаса. Боль и мрак. Неспособность к эмпатии, желание доминировать любой ценой происходят не от хорошей жизни. Возможно, жестокой матери и холодному отцу пришлось хлебнуть горя в собственном детстве, они взрослели сломленными, ненаученными нормальному обращению.
Они продолжают привычный шаблон со своими детьми. Они передают им то, что получили от собственных родителей: крики, побои, унижения. Они не умеют и не хотят учиться иной линии поведения. Они не сомневаются в собственной правоте, а лишь дико раздражаются, что их дети родились какими-то неправильными, «некузявыми». Сплошное разочарование, а не дети. Вот они были гораздо послушнее, гораздо правильнее, любили и радовали своих родителей.
Такое сравнение, даже конкуренция с собственными детьми, приправленная завистью и ненавистью к ним, характерно для токсичных родителей. Им жизненно необходимо быть первыми, правильными, лучшими. Если ради этого нужно пройтись по головам своих детей, они с радостью это делают.
Их мышление нельзя назвать гибким. Оно застыло, словно доисторическая муха в капле янтаря. Они остановились на уровне развития пятилетнего и больше не взрослеют. Они не умеют искать компромиссы, выслушивать собеседника, гибко реагировать на его слова. Им это не нужно, потому что есть только два мнения – их, правильное, и чужое, неправильное мнение. Простой мир, где есть только два полюса, два цвета и никаких полутонов.
Инфантилизм заметен у токсичных родителей. Достаточно внимательно понаблюдать за их словами и поступками. Повышенная обидчивость, страх брать на себя ответственность, зависимость от мнения других людей. Абьюзеры – вечные дети, которые не взрослеют, даже если по паспорту им перевалило за 50.

Признаки родительского абьюза

О том, что в семье установлена токсичная система, можно догадаться по расстановке сил и отношению между супругами. В токсичных семьях лидер один: мать или отец. Другой супруг подчиняется абьюзеру, как и дети. Он – такая же жертва, не защитник. Он боится возражать склочному супругу, и пол здесь совершенно неважен: мать-абьюзер и отец-абьюзер наносят одинаковый ущерб психике детей. Часто из желания угодить агрессору, его супруг подражает ему, атакует детей, в результате те страдают от двойного абьюза, даже если зачинщик один.
Положению детей в токсичных семьях не позавидуешь. Они нуждаются во взрослом, который бы их обучал, направлял и защищал. Но они не видят такого взрослого в собственных родителях. Отсюда появляется желание удочериться или усыновиться к любому другому взрослому, будь то учитель, родитель друга или подруги, дальний родственник или друг семьи.
Словно затравленная собака, ребёнок токсичных родителей ищет крохи тепла. Он готов пойти за каждым, кто улыбнётся и скажет доброе слово. Из-за чрезмерной доверчивости он находится в опасности и совсем не умеет защитить себя.
У абьюза много лиц. Родители-абьюзеры знают тысячу и один способ довести детей до «белого каления» и подчинить их. Вот их любимые методы:
  • Физический абьюз. Токсичные родители не желают тратить время и ресурс на убеждение и уговоры. Гораздо проще отшлёпать, отвесить подзатыльник, сильно дёрнуть за руку или за воротник. Чем больнее бить, тем послушнее будет расти непутёвое дитя.
  • Вербальный абьюз. Этот вид часто обесценивается, поскольку обидные слова не оставляют синяков. Однако шрамы на душе болят не меньше, чем сломанные кости. Многие токсичные родители гордятся тем, что и пальцем детей не тронули. При этом они несмолкаемо унижают, обесценивают и высмеивают детей. Чайной ложечкой выедают мозг каждый день, каждую минуту. Такой психологический абьюз похож на мифический бесконтактный бой. И слово наносит ущерб не меньше, чем кулаком.
Родители - садисты и абьюзеры
Если с физическим абьюзом всё понятно – это побои, шлепки, подзатыльники, то с вербальным дела обстоят гораздо сложнее. Это словно слоёный пирог, где одна на другой лежат десятки манипуляций.
  • Неглект. «Мёртвая мать» игнорирует детей. Или это временный бойкот с воспитательными целями, или искреннее безразличие (бывает и такое). От холодной матери-абьюзера последствия для дочери колоссальны. Она вырастает неуверенной в себе, она заискивает перед всеми и впадает в панику при виде недовольного лица. Она боится отказывать, её личное пространство – это вытоптанное поле, куда она пускает каждого, кто только проходит мимо.
  • Гиперопека. Полная противоположность неглекту, и ещё неизвестно, ущерб от которого абьюза больше. «Убивающая мать» вмешивается в каждую мелочь жизни детей, несмотря на их возраст. При раздельном проживании она входит в их дом, как к себе. Контролирует и детей, и их домочадцев, и домашних питомцев, и мебель, и шторы… За любое неподчинение жестоко карает. Уверена, что исключительно она знает, как лучше. Чёткие инструкции выдаёт контролирующая мать-абьюзер: что делать, где работать, за кого выходить замуж, как воспитывать детей. Ни один аспект жизни не проходит мимо её пристального внимания и нахмуренного взора.
  • Обесценивание. Ребёнок, растущий при таких условиях, привыкает к мысли, что всё, что его беспокоит, ему нравится, его пугает – пустяк и ерунда. Себя он считает ничтожеством, не заслуживающим внимания. Шлейф обесценивания тянется за ним всю жизнь. Уже взрослому человеку трудно принять собственные достижения и способности. Он привык ставить окружающих выше себя, и в его глазах все вокруг гораздо умнее, мудрее, сильнее. Одним словом, гораздо лучше его, бездаря. Ведь так говорила мама, а она никогда не ошибается.
  • Газлайтинг. Одна из самых действенных манипуляций, способная свести с ума. Родители откровенно разрушают психику детей, убеждая, что его воспоминания ложные. Сначала они обещают что-то ребёнку, а затем говорят, что всё это ему приснилось, показалось, и на самом деле такого не было.
  • Переключение вины. Токсичные родители боятся ответственности и всячески её избегают. Во всех конфликтах, которые они и создают, они обвиняют детей. Их любимое оправдание: «Ты меня спровоцировал(а)». Так они расписываются в собственной несдержанности и низком эмоциональном интеллекте: нормальный, адекватный человек не ведётся на провокации.
У разных родителей-абьюзеров признаки поведения сходятся. Создаётся впечатление, что их выращивали в одном инкубаторе и воспитывали в одной подпольной академии абьюза.

Причины такого сходства очевидны: токсичные родители принадлежат к одному поколению, они выросли в одинаковых условиях, в одной стране и в одну эпоху.

Что делать, если родители – абьюзеры?

Варианта здесь два: или жить в подчинении до конца, или освобождаться. Первый из них привычен, он находится в зоне комфорта: даже в болоте может быть тепло и уютно. Второй посложнее. Он требует изменения поведения, осознанности, смелости и помощи хорошего психолога.

Путь к свободе начинается у каждого по-своему, когда достигается важная точка на жизненном пути. Образно этот момент можно назвать «накушался». Взрослый ребёнок токсичных родителей осознаёт, что никогда не будет для них хорошим, не сможет их удовлетворить. Даже если он сделает тройное сальто с переворотом, его родители будут критиковать, унижать его. Он оставит всякую надежду, потому что здесь её нет. Он переключит внимание с них на себя, осознает свою жизнь как единственную, которую он не готов всецело тратить на ублажение вечно недовольных «божеств».
освобождение
Каждый ребёнок токсичных родителей на пути к свободе проходит по таким этапам:
  1. «Я – самый ничтожный ребёнок самых святых родителей». Ребёнок находится под гипнозом родителей, он видит себя причиной конфликтов. В силу возраста маленькие дети легко внушаемы, ведь критическое мышление развито у них недостаточно. Они принимают на веру все оскорбления, которые слышат от родителей. Они верят, что они криворукие, тупые размазни, от которых одни проблемы. Этот этап может длиться десятки лет, пока какой-то внешний фактор (книга, статья, оброненная фраза) не загорается в разуме факелом просветления.

  2. «За что они так со мной?». Когда ребёнок осознаёт, через что его прогоняли родители, какие страдания причиняли ему, он тонет в беспросветном горе. Он чувствует себя преданным самыми близкими людьми, которым беззаветно верил. Эта стадия начинается после осознания, как правило, после 30 лет. Повзрослевшие дети токсичных родителей жалеют о годах, прожитых под гнётом абьюзеров.

  3. «До свидания, мама, дальше я сам». Это этап победителей, кто преодолел навязанные чувства вины, стыда и долга. Кто развеял туман манипуляций и разорвал общение с токсичными родителями. Это этап восстановления, когда самостоятельно или с помощью психолога взрослые дети токсичных родителей возвращают себя себе. Они учатся принимать решения, жить самостоятельно. С выученной беспомощностью это страшно и сложно, но одновременно интересно. Если воспринимать взрослую жизнь захватывающим приключением, становится легче, не так страшно.

Первое время после освобождения, когда удалось вырваться из лап абьюзеров, велик риск вернуться. Когда шрамы ещё не заросли, на память приходят моменты, когда было хорошо. Точнее, не так плохо, как обычно. У каждого ребёнка токсичных родителей есть такие воспоминания, настоящие или иллюзорные, когда не было абьюза (или он был, но в меньшем объёме).
Чтобы восстановиться, обрасти ресурсами, рекомендуется залечь на дно, объявить тотальный карантин. Заблокировать родителей в телефоне, в социальных сетях, в мессенджерах. Абсолютно везде. Работать с психологом. Читать книгу «Токсичные родители» Сьюзан Форвард.
Попытки восстановить отношения с родителями опасны нервными срывами, депрессиями. Даже если человек стал сильнее, обрёл гармонию с собой, его родители остались такими же токсичными. Они не изменились. Не каждый освободившийся готов вновь встретиться со своим тёмным прошлым. И это совсем необязательно.

Как не выйти замуж за абьюзера

... и что делать, если отец ребёнка абьюзер?
Такая ситуация распространена весьма широко. Взрослая дочь токсичных родителей, не наученная личному пространству, ныряет в море страсти с мужчиной, который кажется таким близким, таким родным. Она ослеплена и не замечает первые признаки абьюза.
Не бывает иммунитета к манипуляциям. Для каждого человека, мужчины и женщины, найдётся свой крючок. Вот только обнаруживается, что ты по уши погряз в абьюзе, не сразу. Женщина успевает родить ребёнка от нарцисса, или даже нескольких, и затем её глаза открываются. Это как в случае с токсичными родителями: вроде всё нормально, но тяжко, а потом осознание приходит.

И что же делать просветлённой женщине, и материально, и морально зависящей от абьюзера, который всячески её обижает? Односложный совет «уйти» раздражает очевидностью и не работает. Если бы всё было так просто, то не было бы психологов, тематических сайтов, никто не читал бы Таню Танк.

Созависимость – это сложно. Это отсутствие себя. Это когда двое сливаются воедино: один помыкает, другой подчиняется. Отношения, замешанные на абьюзе, разрываются не по щелчку пальцев.

Требуется длительная работа, нужны решительность и чёткий план. Процесс освобождения здесь схож со случаем с токсичными родителями: сначала осознание, затем обретение ресурсов и смелости, далее подготовка плана, поиск средств и союзников, и вот она – свобода.
Но это ещё не конец. Далеко не конец. Абьюзер так просто не отпустит жертву, даже если она осознала и решительно настроилась. Даже если она ушла, он будет пытаться её вернуть. Первое время, пока свежи воспоминания и сильны иллюзорные надежды, это так легко.
Абьюзер пингует жертву, напоминает ей о себе. Атакует социальные сети, воздействует через близких, общих знакомых. Заявляется на работу с цветами и обещаниями. При наличии детей манипулирует ими. Использует все средства, нажимает на все кнопочки, чтобы вернуть. Если не вернуть, то очернить. Ему важно, жизненно необходимо, «сохранить хорошую мину при плохой игре». Он лжёт, притворяется жертвой, заламывает руки и стонет в уши каждому, кто готов слушать. Вербует «летучих обезьян» - своих вассалов, в голове которых всё меняется местами: истинная жертва представляется агрессором, нарцисс превращается в бедную овечку, и они атакуют: звонят, взывают к совести и призывают вернуться.
Карантин касается не только нарцисса, но и его «летучих обезьян». Иногда с ними тяжело расставаться, если это хорошие знакомые, друзья или родственники. Их мозг зомбирован настолько, что проще перестать с ними общаться, чем объяснять правду. Попытаться, конечно, можно, но не стоит надеяться на положительный исход.

Из абьюза есть выход!

Кто бы ни был агрессором: супруг или родители — выход есть. Да, это нелегко — отдирать себя от абьюзера, разрывать созависимые отношения и не возвращаться. Поддержка друзей, чтение полезной информации и, конечно, терапия с хорошим психологом — вот помощники в этой нелёгкой борьбе за свободу.
20 августа 2019
Истории и статьи в одном месте, а также дополнительный контент! Подпишитесь на канал «Токсичные родители» в Яндекс.Дзен, чтобы ничего не пропустить!

Яндекс.Дзен
Как вы оцениваете эту статью?
Авторский курс клинического психолога Евгении Богдановой
Поэтапная программа по сепарации
от токсичных родственников и окружения
Присоединяйтесь уже сейчас!
PROсепарацию
Записаться на терапию к клиническому психологу
Читать также
Другие материалы, которые могут быть вам интересны...
Показать ещё