У них большая проблема с самоидентификацией. Им не позволено быть тем, кем они хотят быть.
Мать их вознаграждает за то, что они воплощают ее идеальный образ ребенка. Они являются как бы продолжением матери. Они должны соответствовать тем ожиданиям, которые на них возложены. По образу и подобию матери они начинают всех контролировать. Они манипулируют людьми с самого раннего возраста. Взрослея, они не могут понять, что же они хотят, они не могут сделать свой выбор, не могут сами думать и решать, чем заниматься, в какой вуз поступить, что им вообще делать по жизни. Они стараются поступить в престижный вуз, заводить нужные знакомства и окружить себя влиятельными людьми. Они покупают дорогие вещи, занимаются тем, что является социально одобряемым, а не тем, к чему они сами склонны. С детства они ориентированы на то, чтобы поражать воображение других и получать их высокую оценку и восхищение, а не на то, чтобы раскрыть собственную индивидуальность.
«Золотого ребенка» хвалят, одобряют, его защищают и часто отделяют от других детей, оберегая от дурного влияния. Мать создает ему исключительные условия, считая его особенным. Представляет его своим друзьям как предмет достижения и гордости. Это воплощение ее мечты, возможно — ее нереализованных возможностей. Она вкладывает много усилий в любимчика, и это питает ее эго и ее грандиозный образ. Это смысл ее жизни.
Она смотрит на него и восхищается собой: «Как много я сделала для него, как много достигнуто». «Золотой ребенок» попадает в ловушку долга перед матерью и вынужден ее благодарить, ублажать до конца жизни и соответствовать ее ожиданиям.
«Золотой ребенок», как правило, успешен.
Но все его достижения происходят за счет остальных детей в семье. Он обычно получает все внимание, время, деньги и даже наследство.
А остальные дети остаются обиженными, разрушенными и подавленными. «Золотой ребенок» обожает мать, защищает ее и видит, как много сделано, а «козел отпущения» страдает и пытается заслужить такую же любовь, как и «золотой ребенок». Но ничего у него не выходит.
Таким образом,
мать питается энергией страдания «козла отпущения» и энергией восхищения «золотого ребенка». Она наслаждается борьбой детей за ее любовь. Когда мать переписывает наследство на одного ребенка, она даже после смерти продолжает сталкивать детей лбами. С того света она наслаждается борьбой и страданием собственных детей.
Дети нарциссической матери вырастают с психологическими проблемами, оба типа могут
стать нарциссами, но для золотого ребенка больше шансов стать нарциссом, чем для козла отпущения. Обычно козел отпущения становится жертвой других нарциссов.
Автор: Татьяна Дьяченко, кризисный психолог